Дьяконское служение

«Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере». (Деян.6:2-7)

Слово диаконос встречается в Новом Завете часто. Но, пожалуй, самая ясная картина вырисовывается из шестой главы книги Деяния святых апостолов, в которой, как мы считаем, диаконы были назначены впервые. Из этого повествования мы можем извлечь три аспекта служения диаконов среди нас.

Во-первых, диаконы призваны заботиться о физических нуждах церкви. Прочитайте Деяния 6:1. Некоторые христиане «…пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». Мы отметили, что корень слова диакон означает служителя или слугу, и в частности, в то время оно использовалось для официантов у столов, или различных других видов служения, обычно физических или финансовых. В Деяниях 6:2 апостолы охарактеризовали это служение как «забота о столах», или же буквально: «диаконство о столах». Они восполняли физические нужды. Это первый аспект подобного служения диакона. Важно отметить, что диаконы в Деяниях 6 скорее всего не производили всю диаконскую работу самостоятельно; наиболее вероятным кажется то, что они организовали других христиан в церкви, чтобы обеспечить выполнение работы.

Забота о людях, особенно о других христианах, и что еще важнее, о членах нашей собственной поместной церкви, важна для физического благополучия тех, о ком заботятся, и для их духовного благосостояния. Такая забота важна как воодушевление для них, как олицетворение и напоминание о любви Бога к ним, и она является свидетельством для тех, кто вне церкви. Что Иисус сказал в Иоанна 13? «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Физическая забота, представленная в этом отрывке, показывает ту самую любовь, которая была у Христа.

За этим всем, однако, мы видим, что цель заключается не просто в помощи нуждающимся, но в том, чтобы делать это ради блага всего тела. Это второй аспект того типа диаконского служения, которое мы видим в Деяния 6 — оно сосредоточено на единстве тела.

Если вы посмотрите на этот отрывок в более абстрактном смысле, то можете задаться вопросом: «Заботясь о вдовах, что же они на самом деле делали?» Они трудились над тем, чтобы распределение пищи среди вдов было более справедливым. Это верно. Но почему это настолько важно? Потому, что пренебрежение физическими нуждами, порождало духовную разобщенность в теле. Вот как начинается этот отрывок в 6:1. «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей». Одна группа христиан стала жаловаться о другой группе христиан. Это, по- видимому, и приковало к себе внимание апостолов. Они не просто попытались исправить проблему в благотворительном служении церкви. Они пытались предотвратить разделение и раскол единства церкви, угрожавшие произойти особо опасным путем — путем традиционных культурных линий разделения. Диаконы были назначены, чтобы воспрепятствовать разобщенности в церкви.

По сути, в этом заключается предназначение всех даров, которые дает Божий Дух церкви — назидание и утешение друг друга (Римлянам 1:11-12). Павел говорит коринфянам, что Божии дары даются «на пользу» (1Коринфянам 12:4-7, 12). Он увещевает этих первых христиан, говоря: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви». (1Коринфянам 14:12). Поэтому Павел говорит в 1Коринфянам 14:26: «все сие да будет к назиданию». Как сказал Жан Кальвин, комментируя 1Коринфянам 14:12: «Чем ревностнее человек посвящает себя назидательной работе, тем более уважаемым желает его видеть Павел». А Петр написал: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Петра 4:10).

Назидание и объединение церкви является особенностью служения диаконов, как это явствует из Деяния 6. Поэтому нельзя допустить, чтобы люди недовольные церковью, служили в качестве диаконов. Диаконы — это не те люди в церкви, кто громче всех жалуется и раздражает церковь своими действиями и отношением. Все совсем наоборот! Диаконы должны быть своего рода глушителями и амортизаторами.

Посему, среди желающих служить церкви в качестве диакона не должно быть людей мелочных. Эти люди не должны быть подвержены «собственичеству», заботясь о своей территории, своих правах и прерогативах на этой территории, или же тихо негодуя на служение других людей, пересекающих их сферу! Диаконы не ставятся для того, чтобы защищать свое дело или же спорить о своих интересах, подобно парламентариям и лоббистам. Напротив, они призваны выступать от имени всех для восполнения конкретных нужд, но с осознанием того, что их работа служит на благо здоровья целого организма. Более того, они должны быть в состоянии помочь другим воспринять данное служение как часть объединения и назидания церкви, как единого организма. Они призваны быть строителями церкви в качестве служителей, помогающих скрепить нас всех воедино узами доброты и любвеобильного служения.

В то же самое время, на другом уровне, эти люди были избраны для того, чтобы поддерживать служение апостолов. В Деяния 6:3 апостолы, по-видимому, осознали, что забота о физических нуждах является обязанностью, возложенной на церковь, а, следовательно, в какой-то степени и на них самих. Но в 6:3 они сказали, что намереваются передать эту обязанность другой группе внутри этой церкви. В этом смысле диаконы помогали не только всему телу, как целому организму, но, исполняя это служение, они помогали и способствовали апостолам и пресвитерам, чьи основные обязательства касались иной сферы.

Поэтому диаконы не были отдельным блоком власти в церкви. Они не были второй палатой законодательного собрания, через которую нужно было принимать законопроекты. Они были слугами, служащими всей церкви, помогающими с обязанностями, которые не могли выполняться основными учителями. Диаконы поддерживали учителей Слова в их служении. Они по существу были людьми, поддерживающими и вдохновляющими пресвитеров в их служении. Если это так, то служить диаконами в церкви могут такие люди, которые лучше всех умеют поддерживать других. Нам следует искать дары ободрения, чтобы все больше, а не меньше людей получили бы благословение посредством этого служения.

Дьякон Церкви: Буторин Владимир тел 8-912-176-11-63